Езидская свадьба. Суровые нравы иракских езидов
Содержание
Езидская свадьба: традиции и обычаи, фото
Езиды – это народность, проживающая в основном в северной части Ирака и разговаривающая на курдском языке. Они имеют свою тысячелетнюю историю происхождения и интересные исторические традиции, в том числе и свадебные.
В настоящее время езидские свадьбы получили широкое распространение и в России, поэтому они уже не являются такими экзотическими, как раньше. Рассмотрим подробнее, как же проводятся езидские свадьбы, и какие традиции на них существуют.
Традиции езидской свадьбы
Перед езидской свадьбой обязательно проводятся смотрины, или по-нашему сватовство. В старые давние времена невесту молодому сыну выбирали его родители, в частности мама. Молодой человек не имел права выбора.
По старинным езидским обычаям, на смотрины в родительский дом невесты приходят 3-4 человека со стороны жениха. При этом сам жених не приходит.
Гости сообщают хозяевам дома о цели своего визита, а те в свой черёд впускают их в свой дом, чтобы поговорить. Родители, считающие, что их дочери ещё рано вступать в брак, должны вежливо отказать гостям.
Осмотреть предполагаемую невесту гости могут, попросив её принести попить воды. При этом один из гостей очень медленно пьёт воду, чтобы более близко посмотреть на девушку, а она, в свою очередь, ждёт возврата стакана в свои руки.
Если девушка приглянулась гостям, то они обговаривают с хозяевами дома дату своего будущего визита.
Если в итоге переговоров родители невесты соглашаются выдать свою дочь замуж, родители со стороны жениха одаривают её каким-либо ценным подарком, например, золотым кольцом. Это свидетельствует о том, что смотрины прошли успешно и далее следует начинать готовиться ко дню обручения.
Езидские свадьбы принято начинать с самого утра в доме жениха, куда обязательно приглашают музыкантов.
На таких свадьбах обычно присутствуют самые близкие родственники и друзья, а также давние соседи. К обеду родители и гости со стороны жениха направляются к дому невесты, где их встречают за праздничным столом, накрытым посреди двора.
Гости со стороны жениха торжественно произносят поздравительные слова, затем пьют и кушают еду со стола, а потом вручают невесте подарки на специальных подносах в форме круга (сэни), которые заблаговременно до этого момента тщательно подготавливаются и украшаются.
Подарки
В качестве подарков выступают: обязательно красивое платье на свадьбу под стать невесты и красная шаль, а также разнообразные сладости, алкоголь и прочее. Таких подносов с дарами должно быть обязательно не менее 5 штук.
По традиции, невеста может переступить порог родительского дома, когда все гости, как взрослые, так и дети, танцуют весёлый зажигательный танец гованд.
После танца все сразу входят в дом, где с благодарственными словами проходит всеобщий показ подаренных даров. Затем родные люди невесты передают её будущему мужу золотое кольцо. Это колечко невеста будет одевать ему при обручении.
После того, как жених примет дар, родные невесты приступают к показу гостям её приданного, которое затем родные жениха доставляют в его дом.
Приданное своей дочери родители подготавливают достаточно долго. Фактически к нему относится всё, что возможно понадобиться их дочери в предстоящей семейной жизни. Обязательно среди приданого должно быть постельное бельё, тёплое одеяло и подушки.
Ритуалы
Покуда невеста перешагнёт порог родительского дома и начнётся трапеза, для неё подготовлены ещё небольшие, но обязательные ритуалы:
- во-первых, необходимо связать между собой две шали, одну, которая уже была у невесты, а вторую, которую ей подарили гости со стороны жениха. Невесте необходимо в ходе всей последующей церемонии оставаться в этих связанных шалях.
- во-вторых, родному брату невесты (при его наличии) необходимо намотать по талии сестры и затем развязать три раза ленточку. Каждый из трёх узелков что-то символизирует: первый узел – это благой помысел, второй узел – благое намерение, третий узел – благое дело.
Если жених справляется с этой задачей, то его избранницу выпускают из родного дома, при этом принято родственникам невесты несколько раз слегла ударить жениха выкупленной подушкой по макушке головы, приговаривая напутственные слова, типа: «Быть вместе вам до старости».
Затем вся шумная компания во главе с невестой отправляется в дом жениха.
В тоже самое время их поездке сопутствует весёлая национальная мелодия.
Перед вхождением в дом, мать жениха осыпает молодых конфетами и печеньками.
А затем её сын встаёт на ступени или иное возвышение и кладёт своей избраннице на макушку головы яблоко, символизирующее плодородие и напутствие к размножению.
Далее плечи молодожёнов украшают лавашами, которые обозначают богатую жизнь в новой семье. Ещё один обряд – это совместное разбивание тарелки молодыми. Они это делают одновременно ударив её ногой.
При этом если тарелка разбилась от удара ногой жениха, в новой семье первым родится мальчик, если наоборот – то девочка. После этого молодым необходимо тщательно собрать все осколки, оставшиеся от разбитой тарелки.
По традиции перед свадебным торжеством молодые парни и девушки наряжают дерево фруктами, конфетами и денежными купюрами.
В день езидской свадьбы свидетель со стороны жениха трясёт это дерево над молодыми, как символ счастливой супружеской жизни.
Таким образом, езидские свадьбы имеют свою изюминку и свои исторические традиции. И для того, чтобы они были правильно соблюдены, на свадебное торжество приглашается тамада или ведущий с опытом работы на езидских свадьбах.
Традиции езидских свадеб
Езидские свадьбы начинаются очень рано утром в доме жениха. В его жилище принято приглашать и музыкантов. Молодожены приглашают на свой праздник лучших друзей и людей, которые живут по соседству. Обязательным считается присутствие ближайших родственников обеих сторон. В полдень родные, которые автоматически становятся доверенными лицами жениха, едут к его будущей жене. У девушки во дворе ставят столик с угощением для желанных гостей. Их будут угощать напитками, вкусной едой, десертами. Когда родственники молодого человека достигнут нужного места, они произносят слова поздравления, пьют и едят.
Приглашенные на праздник женщины преподносят невесте подарки на больших круглых подносах. Презенты нужно красиво упаковать, перевязать ленточками разного цвета и аккуратно разложить на подносах. Лучше всего упаковывать их в прозрачную пленку. Всего должно быть пять подносов с подарками – это считается обязательным. В число подарков входят два обязательных презента. Это нарядное свадебное платье для виновницы торжества и шаль красного цвета. На другие подносы кладут сладости, шампанское и остальные мелочи, которые родственники девушки с удовольствием забирают.
Ближайшие родственники невесты занимаются подарками, а музыканты в это время играют веселую музыку. Затем близкие девушки должны подарить подарки доверенным жениха. Чтобы невеста смогла переступить порог родного дома, родственники обеих сторон должны станцевать танец под названием «гованд». Это очень веселый и оригинальный танец. Только после этого родные невесты позволяют гостям зайти в дом.
Хозяева дома должны показать все подарки, которые получила невеста ранее. Гости внимательно их осматривают. Когда будут произнесены слова благодарности, близкие невесты преподносят жениху сюрприз. Обычно в качестве презента выбирают обручальное колечко. Его и будет носить жених всю оставшуюся жизнь. Когда молодой человек примет этот подарок, родные невесты начинают показывать гостям ее приданное. Затем родственники молодого человека отвозят приданное в его дом. Оно будет ждать приезда молодоженов там. Приданное для невесты собирают долго, ведь оно состоит из вещей, которые понадобятся молодым в будущей семейной жизни. Самое главное, чтобы там были теплые одеяла, подушки, постельное белье.
Перед тем, как начнется трапеза, необходимо провести несколько обрядов. Шаль, которая есть у девушки и шаль, которую преподнес ей в подарок будущий муж, связывают вместе. Невеста должна надеть этот импровизированный наряд. Она не имеет права снять связанные шали до того, как закончится этот торжественный день. Сама трапеза длится примерно три часа. Девушка уйдет из родного жилища только после того, как родные проведут несколько важных обрядов. Во-первых, родной брат невесты должен обвязать и развязать вокруг талии молодой девушки ленточку. Это нужно сделать три раза. Во-вторых, жених обязан дать родственникам своей будущей супруги выкуп за ее подушку. Если он справился с этой задачей, то девушку отпускают из родного дома. Затем все направляются в дом молодого человека. Поездка сопровождается веселой мелодией, которую играют музыканты.
Молодые не войдут в дом, пока будущая свекровь невесты не осыплет их конфетами и печеньем. Она держит сладости на большом подносе. Затем молодой человек становится на ступеньку или другую возвышенность, чтобы положить на голову своей будущей невесте яблоко. Это символ плодородия и знак того, что нужно размножаться.
Перед тем, как новоиспеченные супруги переступят порог дома жениха, на их плечи кладут лаваши. Это символ богатства и достатка. Считается, что молодая семья никогда не будет испытывать трудностей с деньгами. При входе в дом невесте и жениху дают тарелку. Они должны одновременно ударить посуду ногой. Если ее разобьет жених, то их первенцем будет мальчик. Если тарелку разбила девушка, то первой у пары родится малышка. Молодые девушки и парни должны собрать все осколки, которые остались от разбитой посуды.
Каждый обряд езидской свадьбы должен сопровождаться веселой мелодией. За свадебным столом женщины не должны сидеть с мужчинами. Чтобы церемония бракосочетания прошла правильно, на праздник приглашают тамаду. Ведущий будет следить, соблюдены ли традиции и обряды.
Перспективы Ездистана: «курды поступают с езидами так же, как турки с курдами»
Война в Сирии принимает все более ожесточенный и сложный характер, обрастая причудливыми политическими конфигурациями и получая новые этнические оттенки. Пресса и аналитики сфокусированы на реализации Женевских соглашений, ситуации, связанной с ДАИШ (ИГИЛ — террористическая организация, запрещенная в России), а также перспективах предоставления сирийским курдам широкой автономии для самоуправления, с последующим выходом на проект «Независимый Курдистан». Но в последнем вопросе возникает ситуация, которая не укладывается в симметричный сценарий. Речь об этно-конфессиональных противоречиях внутри самого курдского народа, которые уже сегодня стали причиной возникновения очага нарастающего вооруженного противостояния на границе Ирака и Сирии.
Архитекторы «Большого Курдистана» не могли не знать о противоречиях, например, между курдами и езидами, или между турками и езидами, ведь начиная с 2008 года между последними в Европе происходят постоянные кровавые стычки. Причем это не просто драки, а самые настоящие побоища с реальными жертвами. Например, нападение турок на езидов в немецком городе Целле, в результате которого были человеческие жертвы, или атака на езидов в городе Хертфорд. Примечательно, что те же турки пытаются списать кровавые стычки в основном на арабских радикалов или «чеченских исламистов», однако почти всегда зачинщиками беспорядков выступают именно турецкие националисты, а не арабы или чеченцы. И таких примеров масса.
Однако вернемся на Ближний Восток. Лидеры езидов отмечают, что именно сегодня, когда перспективы «Независимого Курдистана» уже очевидны, у езидского народа появился уникальный исторический шанс получить свое «право на Родину». Но не все так просто. Сложность реализации проекта «Езидская автономия в составе Большого Курдистана» упирается в ментальную и конфессиональную разницу между курдами и езидами.
Большинство исследователей сходятся на том, что курды и езиды — этнически один и тот же народ, разделенный всего лишь религиозным фактором. Но многие езиды категорически не согласны с этим утверждением и настаивают на абсолютной разнице между курдами и езидами. Как показывают исследования, исторический ареал проживания езидов — Месопотамия. Считается, что езиды — прямые потомки древних вавилонян. Их вероисповедание — езидизм, представляющий собой смешение суфийского учения с доисламскими верованиями и христианскими гностическими учениями. Одна часть езидов считает курдов «отколовшимися братьями», которые приняли ислам, другая — абсолютно чуждым элементом, который имеет к езидам отношение только по части лингвистической общности языка.
Езиды, вероятно, единственный народ на Ближнем Востоке, который систематически уничтожался на протяжении почти восьмисот лет со стороны родственных конфессиональных групп. Езидские источники говорят о, как минимум, семидесяти доказанных фактах массовой резни — геноцидах на протяжении последних трехсот лет. Именно езидский фактор во все времена мешал продвижению разнообразных региональных и геополитических проектов, которые реализовывались в регионе.
Особой жестокостью к езидскому населению отличались османские, а сегодня турецкие власти. Недаром выпестованные турецкими спецслужбами террористические организации ИГИЛ-ДАИШ и «Джебхат ан-Нусра» ведут войну на тотальное уничтожение езидского населения. Речь, по сути, идет о настоящем геноциде езидов, который основные «заводилы» региональных процессов предпочитают не замечать. Резня езидов продолжается и в наши дни, и единственной защитой езидского населения являются отряды самообороны, которые, совместно с Рабочей партией Курдистана (РПК), действуют в Сирии. Кстати, РПК не обременена конфессиональными противоречиями с езидами, ввиду атеистического начала своей идеологии.
На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: по одну сторону баррикад оказались езиды совместно с РПК, ведущие борьбу за особый статус Шангала — духовного центра езидов, столицы будущей страны езидов — Ездистана (Эздихана). Примечательно, что РПК последовательно продвигает идею автономии для езидского населения региона. Лидер РПК Мурат Карайылан неоднократно выступал за изменение политики курдов и призывал к автономии Шангала. С ним солидарен и курдский политик, председатель Партии мира и демократии Селахаттин Демирташ.
Главным противником езидской автономии ожидаемо является Труция, которая несколько раз озвучивала невозможность создания «еще одного антитурецкого анклава» вблизи границ Турецкой Республики, и руководство курдской Автономии в Ираке, возглавляемой Масудом Барзани. Как ни странно, среди противников езидской автономии есть и езиды, «крысы ближневосточного корабля», как метко называют их сами езиды Шангала. Так, представитель ДПК (Демократичной Партии Курдистана), езид Шейх Шамо посоветовал курдам, которые «используют нереализуемую карту независимости Эздихана и стравливают курдов и езидов», извиниться.
Другой протурецкий езидский политический деятель, член ДПК Камран Касым был более резок, заявив, что «турецким курдам нечего лезть в езидские вопросы». Хотя это не помешало тому же Масуду Барзани призвать езидов «бороться вместе против Рабочей партии Курдистана».
Столь странное поведение иракских курдов и некоторых езидов объясняется их тотальной зависимостью от Турции, и закономерно, что именно Турция сегодня полностью контролирует курдское квазигосударство, которое образовалось при помощи США на севере Ирака.
Езидские деятели, проживающие в Европе, солидарны с мнением, что Демократическая партия Курдистана (ДПК) Масуда Барзани выступает с протурецких, а значит, антиезидских позиций. Вот цитата из статьи, опубликованной на езидском информационном портале: «Камрану Касыму не помешало бы отстаивать езидские интересы, ведь он, в первую очередь, езид, а потом уже член ДПК. А, во-вторых, Шейха Шамо никто не уполномочивал говорить от имени всех езидов. В нормальном демократическом государстве вопросы такого масштаба решает не Шейх Шамо, Мир Тахсин бег и др., а референдум. И только на основании этого референдума делаются те или иные выводы. Хотят ли езиды автономии или нет, должны спрашивать у самих езидов, а не у отдельных личностей. Собственно, а где был Шейх Шамо, когда джихадисты учинили резню езидов в Шангале? История об этом умалчивает».
Отношения между езидами и курдами усугубляются еще и тем, что езиды настаивают на преднамеренной провокации курдских сил «Пешмерга», которая привела к чудовищной резне езидского населения в 2014 году в Шангале. Напомним, что тогда исламистами из ИГИЛ были уничтожены десятки тысяч езидских женщин, детей и стариков. Как передают езидские источники, безопасность Шангала обеспечивали «Пешмерга», которые, разоружив езидские отряды самообороны, под гарантии безопасности, вдруг в один день снялись из Шангала и тем самым бросили на произвол судьбы езидское население города.
Как считают авторитетные представители езидской интеллигенции, подставив безоружное население Шангала и Санджара под удар игиловцев, Барзани тем самым ослабил езидский фактор. Понятно, что за всеми «телодвижениями» Барзани по отношению к езидам стоит турецкая разведка, первейшей целью которой является нивелирование любой угрозы неоосманским планам президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана. Но, как показали последующие события, такое развитие событий только подхлестнуло езидских лидеров к реализации плана по созданию езидской административно-политической автономии, причем в составе какого государства — Сирии или Курдистана, либо Ирака — не суть важно.
Резюмировал ситуацию известный езидский интеллектуал и общественный деятель Джангир-ага: «То, что происходит сегодня с езидами, это логическое продолжение политики уничтожения, которую проводили по отношению к нам курды и арабы, вместе с турками. Не будем забывать, что в иракском парламенте при прямом попустительстве курдских депутатов количество езидов сократилось с семи до трех, а в курдистанском парламенте Барзани с трех до нуля. Курдские власти ведут политику по расстворению езидского элемента в курдском правильном котле, что, по большому счету, делали турки по отношению к курдам. Барзани пытался поставить наш народ на колени, ничего у него не получилось и не получится. Сегодня курдские власти поступают с езидами точно так же, как поступают турки с курдами в Турции: преследуют их, запрещают им езидскую идентичность, фактически предают. И в этих условиях, несомненно, езиды имеют полное право на самоопределение», — сказал Джангир-ага.
Источники:
http://isvadby.ru/stili_svadeb/ezidskaja-svadba.html
http://rusvesta.ru/planirovanie/scenarij/ezidskaya-svadba.html
http://eadaily.com/ru/news/2016/05/25/perspektivy-ezdistana-kurdy-postupayut-s-ezidami-tak-zhe-kak-turki-s-kurdami