Как проходили свадьбы на руси. Как проводился свадебный обряд на руси

0

Как проходили свадьбы на руси. Как проводился свадебный обряд на руси

Свадебные обряды и традиции на Руси

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви. Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Читать еще:  День венчания годовщина. Поздравление с годовщиной свадьбы и юбилеем венчания

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Возжигание семейного очага. Самый трогательный момент современной свадьбы — совместное возжигание очага родителями жениха и невесты. Эта традиция восходит ко времени, когда брачный союз заключался волхвом, с родительского благословения и в присутствии всего рода, перед Богами.

Свадебный каравай. Еще один старинный свадебный обряд, полностью сохранившийся в современном браке — изготовление свадебного каравая. Наши предки пекли каравай, который считался символом долгой и крепкой совместной жизни молодых. Традиция печь каравай сохраняется и сейчас: многие пекут его отдельно, а большая часть вступающих в брак заказывает большой торт, который тоже произошел от свадебного каравая.

Выбрать удачное время для вступления в брак вам поможет свадебный календарь по месяцам. Мы желаем вам крепкой семейной жизни. Чтите традиции, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Свадебные обряды Древней Руси, которых уже нет

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси — это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

Читать еще:  Поздравления свекрови с серебряной свадьбой. Поздравления с серебряной свадьбой прикольные

“Раскрывание невесты”

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

“Отводины”

«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Как раньше играли свадьбы на Руси

Свадьба. Какие ассоциации сейчас пробежали в голове? Пышное платье, кольца, цветы, первый танец, красивый жених. Если спросить у любой бабушки за 70 лет «что такое свадьба?», она ответит иначе. Потому что для нее «свадьба» – «свиятьба» или «связывание» мужчины и женщины в единое целое, в одну семью.

Почему у нас, людей XXI века, так много разводов, почему их не было раньше? Может это как-то связано с тем, как раньше играли свадьбы на Руси? Садимся в машину времени и переносимся в XIX век, где молодая Марийка с длинной косой и высокий стройный Иванко понравились друг другу.

Немного теории

В середине века свадебные традиции были похожи на гремучую смесь христианских и языческих традиций. Это было нечто вроде театрального действия, поэтому и говорили, что свадьбу «играют». Действие состояло из нескольких этапов:
*Досвадебный — сватовство, смотрины, рукобитье, девичник.
*Непосредственно свадьба — венчание, свадебный стол, первая брачная ночь.
*Послесвадебный — обряды первого дня, гостьба.

До свадьбы «ни-ни»

Мы попали в небольшое село на несколько улочек. Погода стоит отменная — знойный сентябрьский вечер. В дом Марийки приехали сваты в повозке на лошадях с колокольчиками и лентами. Каждое движение процессии было символично. Порог дома переступали только правой ногой (ведь пришли с правым делом). Садились на лавки под иконами. Говорили иносказательно, присказками: «У вас товар, у нас – купец».

Родители невесты могли не сразу принять предложение сватов, а имели право взять время на раздумье. Поэтому иногда сватов засылали 3–4 раза. Каждый раз сваты приходили со свежей ароматной булкой хлеба и отдавали ее матери невесты. Если предложение о свадьбе принималось, то хлеб нарезали. А если отказ — возвращали целую булку.

ВОПРОС: Как родители жениха выбирали невесту?

ОТВЕТ: Считалось, что молодой парень выбирает необдуманно, по своим страстям. Поэтому выбор, чаще всего делали родители вместе с духовником семьи. Батюшка, зная всех жителей села, подсказывал родителям подходящую невесту.

После были смотрины. На что смотрели-то? Друг на дружку! Но не жених с невестой, а родители. Мать и отец жениха присматривались к невесте, а мать и отец невесты — к семье жениха. Какие же у невесты достоинства, а какие недостатки, хозяйственна ли она, достойна ли? Что говорят отец и мать о женихе, работящий ли, умеет ли печь топить, дрова колоть, любит ли детей?

Где же сам Иванко в это время? Часто на Руси сватали без жениха. А если же ехал он сам, то брал с собой два букета цветов – для невесты и тещи. По древнеславянскому обычаю, желая получить Марийку в жены, Иванко должен был, конечно, обратиться к ее родителям.

Коль все хорошо и все довольны, расходились по домам, а через 2–3 дня родители молодых проводили так называемое «рукобитье», договариваясь о заключении брака, устанавливая дату. Обсуждения шли серьезные: нужно поговорить о приданном, о расходах на свадьбу. Придя к общему решению, отцы ударяли по рукам, это означало нерушимость договора. С этого момента Марийка становилась засватанной. В современной традиции этот ритуал стали называть помолвкой.

Оставить Марийку без девичника на Руси не представлялось возможным. Проходил он по стандартной схеме: накануне свадьбы к невесте приходили все ее подружки. Пели свадебные песни, символично прощались с подружкой, будто провожая ее в далекий путь. В конце девичника подружки расплетали косу Марийки, как символ ее прощания с девичеством и проводили ритуальное омовение невесты в бане.

ВОПРОС: Откуда взялись эти названия: жених и невеста?

ОТВЕТ: Молодые иногда не видели друг друга до свадьбы и слово «невеста» означало «невесть кто», то есть неизвестная, неведомая, а «суженый» — от «судьбы, суда Божиего», так как мужа по молитвам девушек посылал сам Господь.

Памятный день настал

Вот и настал день свадьбы, которую решили играть к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, когда нет поста. За Марийкой и ее родителями ехал «свадебный поезд», состоящий из Иванка и его дружка. В поезде были и другие друзья и родственники. Повозка была щедро украшена лентами, цветами, колокольчиками. Подъезжая к дому, жениха встречали подружки невесты, неуклонно требуя выкуп и никого не впуская в дом. А выкупали обычно сладостями, красивыми лентами, вышивкой, реже – деньгами. Когда подружки сочтут выкуп достойным невесты, жених сможет войти к невесте и увидеть ее во всей красе. Потом родители Марийки благословляют молодых иконами и хлебом, все отправляются в церковь. Марийка и Иванко едут в разных экипажах. Сам момент заключения брака происходит ни в каком-то загсе, а в храме на венчании.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Кольцами начали обмениваться только при правлении Екатерины II — 1755 год (по решению Священного Синода). Ранее кольцами обменивались уже при помолвке.

Венчание завершалось и все ехали на пир. Шумно, весело, с вином, песнями, плясками справляли свадьбу. Как правило, гулянку устраивали в доме жениха или невесты (в зависимости от местных обычаев).

ВОПРОС: А когда вообще было принято играть свадьбы?

ОТВЕТ: Обычно зимой от Крещения до начала Великого Поста. Реже – в начале лета на Красную горку (первое воскресенье после Пасхи) сватали, а на Троицу венчали. Осенью же период свадеб приходился к празднику Покрова, когда завершались сельскохозяйственные работы.

Оставшись наедине или первая брачная ночь

Самый интимный момент свадьбы проходил уже в доме жениха в его комнате или другом помещении дома. Постель стелила свекровь или сваха по особым обычаям, подкладывая под кровать овес, рожь и хмель, как символы плодородия. А от всего нечистого под кровать отправляли кочергу и ухват.
Когда постель была готова, молодых с иконами в руках провожали все гости и родители. Что же происходило наедине? В некоторых губерниях была традиция снятия сапог с жениха, когда молодая жена снимала с мужа сапоги в знак своей покорности. Опустив подробности ночи, посмотрим, что было утром?

Читать еще:  Можно ли выходить замуж в старых туфлях. Что предлагают дизайнеры свадебной обуви. Цветные туфли на свадьбу и варианты отделки

Шум, гам, битье горшков, звон колокольчиков — так родственники будили молодоженов утром. Всем было интересно только одно: сохранила ли невеста невинность до свадьбы. «Чистая» невеста была всем в радость, «нечистая» — позором всему роду. В некоторых семьях было принято вывешивать испачканную простыню в сенях и желать молодым потомство. «Сколько листочков на дереве, столько сыночков, сколько в лесу кочек, столько дочек!».

Теперь наши Иванко и Марийка муж и жена пред Богом и пред людьми, совет им да любовь. А какие свадебные традиции на Руси знаете вы?

– У вас товар, у нас купец. Парень молодой, здоровый, пригожий, работящий. Не курит, не пьёт, с девушками не гуляет.

Голос бабки с печки: – А он у вас, часом, не дурачок?

-нет. Просто заднеприводный.

Российская, сука, журналистика, бессмысленная и беспощадная! На фига ты это все понаписал!!

А при чем российская журналистика? Если это писал украинский филолог. Филологи изучают это все, и не на уровне в одно ухо влетело, а в другое вылетело

Хорошо что все эти традиции остались в прошлом. Особенно со всяким бредом типа вывешивания простыней на утро. дурь жеж полная. И хлеб был какой-то специальный? Иначе приехали к тебе сваты в обед. Голодом их морить что-ли? Еду то предлагали? Если предлагали, то как отличали какой конкретно хлеб порезала хозяйка?
Выбрали родители тебе работящую невесту, а она на твой взгляд страшна как снорк из сталкера, а родителям ничего. Нормально. Зато работящая. Понятное откуда такая тяга к алкоголю

Японцы очень патриотичны. Каждая новая семья в первый же день после свадьбы вывешивает на улицу флаг Японии. (с)

Такие вещи интересны в плане общей эрудиции. Но никак не в плане примера. С точки зрения современной морали – дикое варварство просвечивает то там то сям.

А знать историю конечно же нужно и интересно.

Забыли про право первой брачной ночи. Барин имел право отыметь новобрачную во все пихательные, поделится свежачком с друзьями, а утром отдать жениху подтвердив что целка была на месте. Замечательные времена были, да автор?

А ты на месте барина что, не вдул бы?

Я бы вот не вдул бы, у меня мозг в верхней голове находится.

Это ты сейчас так говоришь. Вот барину 30-40 лет, а жена “илитная” стерва, которая не даёт, а только пилит, а тут дородная дама вроде и не против (традиции) – то почему бы и нет?

это было не везде и очень далеко не всегда
и при чем автор к тем временам?) Вы где-то видите пропаганду?

А теперь без легенд и придуманных Иванко-Мариек:

Отношения между полами до брака в русской деревне.
. В определенной части русских крестьянских общин запрет добрачных отношений так и не утвердился. По существу в них продолжала существовать свобода общения полов до брака. Свидетельств об этом существует столь много, что не заметить их может только тот, кто вообще не хочет их замечать.В Мезенском уезде Архангельской губернии невинность девушки совершенно не ценилась. Более того, девица, родившая ребенка, имела больше шансов выйти замуж, чем сохранившая целомудрие [39]. Не требовалась «чистота нравов» от девушек и в других местах этой же губернии. Это нашло отражение в пословице «девушка не травка, вырастет не без славки» [40].В фундаментальном труде, посвященном этнографии Вологодской губернии, утверждается, что «в большей части деревень девичьему целомудрию не придается строгого значения. Есть местности, где девка, имевшая ребенка, скорее выйдет замуж, чем целомудренная, так как она, знают, не будет неплодна» [41]. Как сообщали местные информаторы, «редкая из наших девок не гуляет до замужества». Что же касается парней, то они начинают «баловаться» едва минет 15 лет и к моменту вступления в брак каждый из них «знает не одну девку» [42].Полная свобода связей между парнями и девушками существовала в ряде деревень Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Общество в эти отношения никак не вмешивалось [43]. В Суражском уезде Черниговской губернии, в котором наряду с белорусами жили и русские, добрачные связи имели широкое распространение. Потеря целомудрия не ставилась девушке в вину и не препятствовала замужеству [44]. По сообщению врача Тюшевского участка Рязанского уезда одноименной губернии в деревнях не было девушек старше 17–18 лет, которые сохранили бы невинность. И никто их за это не осуждал. Даже, наоборот, существовало презрительное отношение к недотрогам [45]. Совершенно свободными были отношения молодежи и не только молодежи в далеком таежном селении Яркино (Енисейская губерния). Утрата целомудрия не считалась здесь грехом. Девочки переставали быть девственницами уже после двенадцати лет [46].…

Вечеринки и свобода общения полов.
Во всяком случае, если во многих деревнях запрет на половое общение во время вечеринок и утвердился, то это произошло далеко не везде. Тот же А.В. Балов, к авторитету которого обращалась М.М. Громыко, писал: «В старину, говорят, в некоторых глухих местах уезда, как, например, в Подорванской волости, на деревенских беседах (на всех или на некоторых, в известное время года) были “гаски”. Молодежь оставшись одна, гасила лучину и вступала между собой в свальный грех. Ныне только кое-где сохранилось только слово “гаски”» [58].… «Гаски» в прошлом существовали не только в Пошехонском уезде, но и в Вельском уезде Вологодской губернии: «Раньше на посиделках устраивали “гаски”: тушили лучину и начинался свальный грех» [60]. В той же Вологодской губернии и в некоторых других существовал обычай, известный под названием «мять солому». «Так называется, – сообщает К. Петров, – обыкновенная посиделка или игрище, по окончанию которых пол избы устилается соломой и затем гасится огонь» [61]. Полная свобода общения полов на вечеринках допускалась в некоторых селениях Пинежского уезда Архангельской губернии. Сношения не считались предосудительными. Напротив, девушка, не выбранная парнем, нередко выслушивала горькие упреки от матери» [62].В Пермской губернии «вообще на вечорках, в обращении молодых людей с девушками, существует полная свобода. Часто родители самых строгих правил не позволяют девушке входить в горницу, если в ней холостой мужчина, а на вечерки отпускают беспрекословно, хотя, конечно, знают, что там происходит» [63]. Сходный порядок вещей существовал в Нижегородской губернии [64]. Поэтому нередким явлением было отсутствие целомудрия у новобрачных. Мужья к этому относились довольно «хладнокровно» [65].Вот еще свидетельства: «Жирятся, потушив огонь» (Брянский уезд Орловской губернии); «на посиделках ведут себя свободно и пары могут исчезать в клеть» (Медынский уезд Калужской губернии); «нравы (на посиделках и супрятках – Т.Б.) просты и девушки в 16 лет могут потерять невинность» (Порховский уезд Псковской губернии) [66]. В Данковском уезде Рязанской губернии пары разбредались по укромным местам не только после хороводов, но и после вечеринок [67]. Крайней свободой отличались отношения полов на вечеринках в некоторых поселениях Бежецкого уезда Тверской губернии [68]. То же самое имело место в Уссурийском крае [69]. /44/И хотя опять-таки некоторые наблюдатели связывают описываемую ими свободу добрачных отношений полов с влиянием капиталистического города, история с «гасками» убедительно свидетельствует, что истоки этого явления уходят в глубину веков. «Гаски» явно возникли не в XIX в. Наоборот, в этом веке они стали исчезать.

Этнографическое обозрение. 1996. № 1. С. 32-48.

Источники:

http://dailyhoro.ru/article/svadebnyie-obryadyi-i-traditsii-na-rusi/
http://4tololo.ru/content/4485
http://pikabu.ru/story/kak_ranshe_igrali_svadbyi_na_rusi_6749062

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии