Н.А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста. Лев мей – царская невеста

0

Н.А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста. Лев мей – царская невеста

Н.А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста. Лев мей – царская невеста

Фото:

Интересные факты

  • По словам Римского-Корсакова, «Царская невеста» должна была стать его ответом идеям Рихарда Вагнера.
  • Главным художником декораций для московской премьеры выступал Михаил Врубель. Спустя два года в Мариинском театре прошла премьера, создателями декораций для которой выступали художники Иванов и Ламбин.
  • В 1966 году режиссёр Владимер Гориккер снял киноверсию оперы.
  • Единственной известной американской постановкой «Царской невесты» стала премьера в Вашингтонской опере в 1986 году.
  • Главные события, представленные в драме Мея, действительно имели место быть в эпоху Ивана Грозного. Этот эпизод почти не известен, но он зафиксирован в исторической литературе. Грозный собирался жениться третий раз. Его выбор пал на дочь купца Марфу Васильевну Собакину, но вскоре царскую невесту сразил недуг непонятного происхождения. Поговаривали, что Марфа была отравлена. Подозрение пало на родственников ранее умерших цариц. Для расправы с ними был сделан специальный яд, который мгновенно отправлял жертву в мир иной. Такой казни было подвержено множество людей из окружения царя. Он все-таки женился на угасающей Марфе, надеясь исцелить ее своей любовью, но чуда не произошло: царица умерла. Стала ли она жертвой человеческой злобы и зависти, либо случайной виновницей казни ни в чем неповинных людей, до сих пор остается загадкой.

  • Несмотря на такую важную роль Ивана Грозного в опере, он не имеет вокальной партии. Его образ целиком и полностью характеризуют оркестровые темы.
  • В своей музыкальной драме автор переплел между собой два любовных треугольника: Марфа-Любаша-Грязной и Марфа-Лыков-Грязной.
  • Композитор сочинил оперу “Царская невеста” за 10 месяцев.
  • Эта музыкальная драма не единственная, которая была написана по драме Льва Мея, также по его произведениям были написаны оперы “Псковитянка” и “Сервилия”.
  • Римский-Корсаков, был одним из участников ” Могучей кучки“. После премьеры “Царской невесты” члены Балакиреевского кружка не одобрили его новаторские решения. Они посчитали его чуть ли не предателем, который отошел от старой русской школы, а также балакиреевских устоев.
  • В либретто оперы не вошло много персонажей из драмы Льва Мея.
  • Партию Марфы, Николай Андреевич писал специально под оперную диву Н.И. Забела-Врубель.

Популярные арии из оперы «Царская невеста»

История создания «Царской невесты»

После ошеломляющего успеха оперы “Садко” , Н.А. Римский-Корсаков решил поэкспериментировать, и создать новую, уникальную оперу. Композитор сделал ее “простой”, не стал вставлять большие, массовые сцены и хоры, как это было принято до этого в оперном русском искусстве. Также его целью было показать именно вокальную кантилену в написанных им ариях. И Николаю Андреевичу это удалось.

Римский-Корсаков начал работу над оперой в 1898 году, в этом же году он и закончил ее. Над либретто работал сам композитор. Николай Андреевич сохранил всю хронологию, которая была в драме Мея, а также оставил неизмененными некоторые тексты из произведения. Важно, что у композитора был помощник, его бывший ученик И. Тюменев. Он помогал в написании либретто к опере, а также в редактирование слов в некоторых ариях.

Постановки

3 ноября 1899 года (по-новому времяисчислению), состоялась премьера оперы “Царская невеста” в частном театре С. Мамонтова (г. Москва). Эта опера вызвала разные эмоции у зрителя, но в целом, музыкальная драма пришлась “по вкусу” публики.

В России данную оперу ставили и ставят довольно часто. Всевозможные русские музыкальные театры могут похвастаться постановкой оперы, если и не в настоящем времени, то хотя бы в прошлом веке. “Царская невеста” ставилась в таких местах, как: Мариинский театр, Ленинградский театр оперы и балета, Большой театр (г. Москва), Новая опера, Самарский академический театр оперы и балета и мн. др.. К сожалению, за рубежом опера не пользуется такой популярностью, хотя несколько разовых постановок на заграничных сценах были.

В заключении хочется сказать, что эта опера будет актуальна всегда. Такие сильные эмоциональные переживания, подобные ситуации часто встречаются и в нашей с вами жизни. Николай Андреевич смог добиться своей музыкой того, что прослушивая арии из данной оперы, невольно проникаешь в смысловую глубь, и уже будто вместо персонажа переживаешь его горе или радость.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Н.А. Римский-Корсаков«Царская невеста»

Царская невеста (опера)

«Царская невеста» — опера в 4-х действиях композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноименной драме Льва Мея.

Автор либретто: И. Ф. Тюменев (при участии композитора).

Время создания: 1898 г. [1] .

Премьера: 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова Московское товарищество частной русской оперы [2] [3] .

Содержание

[править] Русская опера

Опера «Царская невеста» продолжает традиции специфически русского направления жанра Это не значит, что сюжет обязательно обращен к русской истории. Это значит определенное музыкальное направление, характерное русским композиторам, объединившимся под скромненьким названием «Могучая кучка» — так уж, без ложной скромности, они себя проиндексировали. И оказались правы. Этой музыке, построенной целиком на общеевропейской, свойственна особо яркая драматичность и насыщенность действия, народный мятежный дух. Современный музыкальный критик Виктор Коршиков подытожил в статье об опере «Каменный гость» «А. С. Даргомыжский „Каменный гость“» (По книге: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Москва: Студия ЯТЬ, 2007): «Без „Каменного гостя“ нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры. Именно три оперы — „Иван Сусанин“, „Руслан и Людмила“ и „Каменный гость“ создали Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина. „Сусанин“ — опера, где главным героем является народ, „Руслан“ — мифический, глубоко русский сюжет, и „Гость“, в котором драма превосходствует над сладкой красотой звучания» [4] . Именно народность придала этому музыкальному направлению специфические черты, отличившие ее от западно-европейской оперы 19 века, предназначенной в первую очередь для сладостного слушания и впитывания музыкальных красот.

Читать еще:  Поздравление с годовщиной свадьбы 1 год. Ситцевая свадьба. Как поздравить в прозе? Вот и ситцевый годок

Опера «Царская невеста» по сюжету направлена к русской истории — времени Иоанна Грозного. Опера стала не первым обращением композиторов «Могучей кучки» к русской истории. Пожалуй, высшей точкой этой тематики стали оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (время создания: 1868—1874 гг.) и «Хованщина» (время создания: 1872 — не завершена). Однако в отличие от этих двух произведений М. Мусоргского, являющихся народными драмами и составляющими эпическую картину Руси определенных исторических периодов, опера «Царская невеста» лишь по тематике обращена к истории, Н. А. Римский-Корсаков использовал историческую основу как фон, внимание автора сосредоточено на коллизиях личной драмы, а не на событиях исторической жизни Руси XVI века [1] .

[править] Литературная основа

В 1849 году русский литератор Лев Александрович Мей написал драму «Царская невеста». Сюжет ее основан на реальных исторических событиях, когда одна из жен (третья хрологолически) царя Иоанна Грозного, дочь коломенского дворянина Марфа Собакина, избранная самим царем-женихом на смотринах девиц из благородных семей, через две недели после свадьбы умерла. По Москве немедленно пошла молва об отравлении. И молва, по всей видимости, была основана на вполне реальных криминальных фактах, такое уже бывало, когда царь на подобных смотринах выбирал не ту красавицу, которая устраивала бы его приближенных, отвергая их кандидатуру.

По смерти понравившейся красавицы Марфы царь не на шутку осерчал, повелел казнить штук двадцать добрых молодцов из своего окружения, что и было исполнено, а сам сочетался браком с Анной Колтовской, которая на тех же смотринах, где царь углядел Марфу Собакину, получила «второе место». Правда, и эта «семейная лодка разбилась о быт», и очередная царица была пострижена в монахини [6] .

Эта история была записана Н. М. Карамзиным, попав в его «Историю государства Российского», издававшуюся в 1803—1826 гг. Эта работа Карамзина пользовалась огромной популярностью, ею зачитывались все кто был в то время в России грамотным. Вот как описал эти события сам Н. М. Карамзин: «Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он (Иван Грозный) уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами (…) Возвысив саном, их наделили и богатством, добычею опал, имением, отнятым у древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия, и подозрение обратилось на ближних родственников цариц умерших, Анастасии и Марии (…) Не знаем всех обстоятельств: знаем только, кто и как погиб в сию пятую эпоху убийства (…) Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий (…) предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелье с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты или в измене, открывшей путь хану к Москве (крымскому хану Девлет-Гирею — А. М. / Александр Майкапар). Между тем царь женился (28 октября 1572 гoдa) на больной Марфе, надеясь, по eгo собственным словам, спасти ее сим действием любви и доверенности к милости Божией; через шесть дней женил и сына на Евдокии, но свадебные пиры закончились похоронами: Марфа 13 ноября скончалась, быв или действительно жертвою человеческой злобы, или только несчастною виновницею казни безвинных» [2] .

Рассказ про Марфу Собакину взволновал русского литератора Льва Мея (1822—1862), и он создал свою версию тех событий — причем в стихах.

Л. Мей с самого начала отошел от точных исторических фактов, он писал свое оригинальное поэтическое драматическое произведение, а отнюдь не историческое исследование. Какие-то неточности допустил и сам Н. Карамзин. На самом деле избранницей царя могла быть только дочь аристократических родителей, и настоящая Марфа Собакина и была дочерью костромского дворянина, а не купеческая дочь. Не мог царь выбирать царицу из низкого сословия. А Иоанн, как известно, стал первым русским царем, объявившим себя таковым в 1547 году, до того должность именовалась: великий князь Московский и всея Руси. Но эти подробности не слишком влияют на основной сюжет драматического произведения. Не стоит требовать и от художественного произведения досконального следования фактическим событиям. Литературная Марфа Васильевна Собакина, дочь новгородского купца Василия Степановича Собакина, оказалась в центре любовных интриг с ярыми страстями, с заговорами, с ядами да отравленными зельями и поножовщиной.

Читать еще:  Красивые свадебные поздравления своими словами. Пожелания молодожёнам на свадьбу своими словами. Поздравления молодоженам своими словами

Л. Мей, выводя в своей драме исторические персонажи, допустил и некоторые ошибки: например, он называл Григория Грязного по отчеству Григорьевичем, полагая, что он был родным братом известноrо во времена Ивана Грозного опричника Василия Григорьевича Грязнoгo; а в действительности отчеством этого Грязного было Борисович, а прозвище — Большой [2] .

Л. Мей на фоне личных передряг дал и картину страны: тут и борьба Иоанна за государственное объединение, и быт московской Руси, и деспотизм царя, и жестокая опричнина [2] — все то, чем характеризовалось историческое время. Сам драматург подчеркнул в комментариях к своей пьесе: «Понятно, что такой характер, как характер Грязного, мог вылиться в эту эпоху смут, козней и казней… Без раскаяния, без сожаления погубил он Лыкова, земского — врага по сердцу и по долгу; не пощадил прежней полюбовницы, но не пощадил и себя…» [1] .

Стихотворная история, придуманная Л. Меем в 1849 году, нашла немалый спрос у читающей аудитории.

[править] История создания

В поисках сюжета для своих музыкальных произведений Н. А. Римский-Корсаков просматривал немало литературы. Еще в 1868 году его старший товарищ и учитель, музыкант М. А. Балакирев обратил внимание Н. А. Римского-Корсакова на пьесу Мея «Царская невеста», предложив использовать как сюжет для оперы [2] . Но как-то так получилось, что интерес обоих музыкантов — и Балакирева, и Римского-Корсакова — тогда вызвала другая пьеса Л. Мея — «Псковитянка». Сам М. Балакирев был занят в то время написанием симфонии «Тамара» по стихотворению М. Ю. Лермонтова, которая продвигалась у него долго, М. Балакирев находился в тяжелой депрессии [7] , сам за сочинение опер не хотел браться, а предложил своему ученику Н. А. Римскому-Корсакову. В результате тот и взялся за сочинение новой оперы, первая редакция которой появилась в течение 1871—1872 гг. — «Псковитянка» [2] [8] .

Однако и идея «Царской невесты», хоть и откладывалась в течение нескольких лет, но не ушла. И спустя 30 лет (!) композитор взялся наконец за эту тему. «Царская невеста» — девятая опера Н. А. Римского-Корсакова [2] .

Поручив всю текстовую и сюжетную работу И. Тюменеву, сам Н. Римский-Корсаков сосредоточился на музыкальной части, это и естественно, но современный автор Марина Рахманова, готовя материалы по опере для последней постановки в московском Большом театре, нашла документы, утверждающие, что для написания «Царской невесты» композитор внимательно изучал музыкальное построение оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» [9] .

Опера изначально сочинялась композитором для антрепризы С. Мамонтова [9] , а партия Марфы предназначалась для исполнения Н. И. Забелой-Врубель [8] , поэтому при музыкальном анализе необходимо учитывать специфику творчества певицы. Этот образ Марфы Римский-Корсаков создал не просто положительным — как жертва преступлений, — но еще и очень светлым, чистым, проникновенным [8] , уместив в нем всю символику женского образа эпохи — слабость, беззащитность, искренность, доброту и, конечно, красоту. Как композитор Римский-Корсаков исходил из образа, казавшегося ему схожим, — Снегурочки из его же оперы 1881 года. И через 18 лет он как бы заново партией Марфы вернулся к такому же характеру: обе они — и Снегурочка, и Марфа — бессмысленно гибнут. Эту схожесть композитор подтвердил письмом к Забеле-Врубель: «Царская невеста вовсе не фантастична, а Снегурочка очень фантастична, но и та и другая весьма человечны и душевны» [10] .

Композитор не обошел вниманием и других исполнителей партий.

Для А.Секар-Рожанского, исполнителя роли Ивана Лыкова, Римский-Корсаков специально создал вставную арию в третьем акте [11] [12] — правда, не сразу, а через некоторое время после премьерного спектакля [10] .

[править] Создание либретто

В качестве помощника для создания либретто по пьесе Л. Мея Николай Андреевич Римский-Корсаков пригласил И. Ф. Тюменева (1855—1927).

Созданное либретто, хоть и внесло свои изменения по сравнению со стихотворной драмой Л. Мея, но не слишком существенные: основной сюжет мало изменился [2] . Правда, часть персонажей драмы в либретто не вошла, зато в либретто появилось новое по сравнению с литературной драмой действующее лицо, хотя и бессловесное — сам царь Иоанн Васильевич [13] [8] .

Опера

Царская невеста

Опера в двух действиях
Музыка: Н.А. Римского-Корсакова
Либретто: И. Тюменева (по драме Л. Мея)
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 2 часа 45 минут
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 25 декабря 2014 года

В основу сюжета легла история, рассказывающая о трагической судьбе Марфы Собакиной – третьей жены Ивана Грозного. Прекрасную купеческую дочь монарх лично выбрал из тысяч самых красивых девушек России. Роковое замужество не принесло счастья ни самой Марфе, ни ее семье. Разлученная со своим возлюбленным, боярином Иваном Лыковым, Марфа лишается рассудка, принимая за бывшего жениха тайно влюбленного в нее опричника Григория Грязного. Причиной смерти царицы стало зелье знахаря Бомелия, добытое любовницей Грязного Любашей.

Несмотря на трагизм и накал страстей, это опера о любви – горячей, опаляющей и сжигающей все вокруг себя, о русской душе, в недрах которой всегда останется место для чистоты, жертвенности и милосердия.

Читать еще:  Что нельзя дарить и какие подарки нельзя принимать на день рождения, свадьбу: приметы. За какой подарок дают монету? Что не принято дарить любимому мужчине. Какие подарки к расставанию, к разлуке

Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года.

Действие первое:

«Пирушка»

Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного. Крепко полюбил он дочь новгородского купца Собакина – красавицу Марфу, заслал сватов, да получил отказ: Марфа уже просватана за боярина Ивана Сергеевича Лыкова. Все опостылело Грязному. Вот и затеял он пирушку, чтоб отвлечься от неотступных дум о Марфе. Собираются гости. Среди них – Малюта Скуратов, жених Марфы Иван Лыков и царский лекарь Бомелий. Веселятся гости, слушают песни гусляров, пьют мед и брагу. Но близится заутреня, пора и расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое приворожило бы девичье сердце. Прощаясь, Бомелий обещает выполнить просьбу Грязного. Этот разговор слышит возлюбленная Грязного – Любаша. Ее душат слезы; она умоляет Грязного не оставлять ее. Ведь он один у нее на целом свете. Не зная, что ответить, Грязной уходит. Любаша оскорблена: «Ох, отыщу же я твою колдунью, – гневно восклицает она, – и от тебя ее отворожу. »

«Приворотное зелье»

Улица в Александровской слободе возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и разговоров, что про царские смотрины невест. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из монастыря выходят Марфа и Дуняша. Марфа рассказывает подруге о женихе, которого знает и любит с детства. Внезапно Марфа чувствует на себе чей-то взгляд. Два знатных вершника медленно проезжают по улице. Один из них – Иван Грозный – долго и пристально смотрит на Марфу. Марфа не узнает царя, но от его тяжелого взгляда ей становится не по себе. К девушкам подходят Собакин и Лыков, и все вместе они уходят в дом. На улице появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть на нее. Красота Марфы поражает Любашу. Вне себя от ревности, стучит она в окно к Бомелию и просит дать такое зелье, «чтоб извело всю красоту девичью». В награду она обещает ему все свои драгоценности. Но лекарь хочет получить в обмен на зелье любовь девушки. Любава с отвращением отталкивает Бомелия, но он грозит обо всем рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает, на что решиться. Из дома Собакиных доносится веселый, звонкий смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши: «Смеется. О, заплатишь же ты мне за этот смех! Ступай готовить зелье. Я покупаю. Слышишь? – кричит она Бомелию. – Я согласна. Я. постараюсь полюбить тебя».

Действие второе:

«Дружно»

Тревожно в доме Собакиных: Марфу позвали на царские смотрины. Неужели не бывать ее свадьбе с Лыковым? Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и ее матери – Домны Ивановны Сабуровой. Наконец, вот и они. Царь долго говорил с Дуняшей, – рассказывает Сабурова, – а на Марфу только раз взглянул. Лыков не смеет верить счастью. Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту – ведь на их свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно всыпает он зелье в чарку Марфы. Девушки величают Марфу и Лыкова. Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет, что царь выбрал в жены Марфу.

«Невеста»

Чахнет в царском тереме Марфа. Странный недуг губит ее. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознался в том, что отравил государеву невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнил злодея. Марфа лишается чувств, рассудок ее мутится. Все случившееся представляется ей тяжелым сном. Грязного она принимает за Лыкова. Не в силах дольше скрывать свое преступление, Грязной признается, что оклеветал Лыкова и погубил зельем невесту государя. Он готов принять жестокую кару, которую заслужил, но прежде хочет разведаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек выбегает Любаша. «Разведайся со мною. – восклицает она. – Я зелье подменила, а ты его моей разлучнице поднес!» Грязной убивает Любашу. Опричники уводят Грязного, а вслед ему несутся слова безумной Марфы: «Приди же завтра, Ваня!».

История создания:

В 1849 году драматург Лев Мей (1822–1862) написал «Царскую невесту», пьесу, основанную на реальных событиях эпохи царствования Ивана Грозного. Позже, в 1868 году друг и соратник Н. А. Римского-Корсакова – М. А.Балакирев обратил внимание композитора на произведение Мея. Однако, к работе над одноименной оперой Римский-Корсаков приступил спустя лишь 30 лет, начав работу в феврале 1898 года, и завершив ее через десять месяц. Первое исполнение оперы состоялось осенью 1899 года в Москве, в частном театре, принадлежавшем промышленнику и меценату Савве Мамонтову.

Выдающиеся музыкальные качества оперы «Царская невеста» сделали ее одним из самых любимых спектаклей, присутствующих в репертуаре практически каждого оперного театра.

Постановка спектакля в «Царицынской опере» – это второе обращение в истории театра к одному из самых известных и востребованных русских оперных шедевров. Реконструкцию «Царской невесты, появившегося в афише волгоградского театра еще в 2001 году, осуществил режиссер, заслуженный деятель искусств Иркин Габитов (Мариинский театр, Санкт-Петербург)

Источники:

http://soundtimes.ru/opera/spektakli/tsarskaya-nevesta
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)
http://tzaropera.ru/repertoire/opera/3-tsarskaya-nevesta

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии